ЙОНТ, УИЛЬЯМ Р. — «Психология образования и библейская вера: враги навеки?»

Рик Йонт, доктор философии (педагогика), профессор, г. Форт Уорт, США
Я начинаю сегодняшний доклад с уточнения ключевых терминов, которые будут употребляться в моём выступлении. Термин «психология» происходит из греческих слов «психе» (душа), и «логос» (слово, понятие, изучение). «Психо-логия» — это наука о душе, а, точнее, о личности. Наряду с общепринятой точкой зрения о том, что психология как научная дисциплина возникла в Германии в конце 70-х годов прошлого века, следует признать, что вопросы, имеющие отношение к психологии, затрагивались людьми ещё со времён Аристотеля. Под термином «психология образования» понимается процесс применения знаний из области психологии в процессе обучения личности. Как проходит это обучение? Что содействует эффективному образовательному процессу? Что нам известно о видах познавательной деятельности, и как наиболее эффективно использовать каждый из них?
Библейская вера в Бога может быть охарактеризована покаянием в грехах и искренним признанием Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Характеристиками библейского образа жизни является сознательная зависимость человека от Бога, духовный рост через почитание Его, постоянство в молитве и изучении Библии, а также желание разделить радость своего духовного перерождения с другими. Библейская вера не знает языковых, культурных, экономических, образовательных и религиозных преград. Подобающие взаимоотношения с Богом и восстановление нашей личностной целостности осуществляются лишь на основе нашей веры в Иисуса Христа (Деяния 16:31; Ефесянам 2:8-9),а не на основе посещения определенной Церкви, следования религиозным предписаниям или выполнения «добрых дел». Мы узнаём о том, что такое жизнь в Боге, из Библии. Вместо использования в данной работе слова «христианство», я прибегаю к термину «библейская вера», так как для многих из нас под «христианством» понимается одна из нескольких мировых религий, таких как буддизм и ислам. В тех случаях, когда в данной работе появляются термины «христианский» или «христианская вера», речь ведётся о «библейской вере» в том понимании, которое было описано выше.
Вступление
Начиная с 1996 года, я провёл три курса лекций на тему «Христианское образование в поместной церкви». Моими слушателями были студенты семинарий России и Украины. Для иллюстрации путей улучшения качества преподавания в Церкви, я пользовался положениями из бихевиористической, когнитивной и материалистической теорий познания. В ходе каждого из прочитанных мною курсов студенты задавали мне один и тот же вопрос: «Должны ли мы, верующие в Бога люди, пользоваться в Церкви идеями светских теоретиков образования?». В Америке студенты тоже задавали мне этот вопрос. Ответить на него не просто. Определённые сложности, существующие как в библейской вере, так и в светской науке, смешиваясь, становятся подобными двум яростным потокам воды, разбивающим берега во время таяния снега в горах. Обрушиваясь друг на друга, рождая подводные течения и водовороты, эти потоки вызывают сложности для обеих сторон.
Многое зависит от наших взглядов на психологию образования. Исходя из одних взглядов, мы можем сказать, что психология и библейская вера являются, по определению, извечными врагами. Но если посмотреть на этот же вопрос под другим углом, можно заметить, что мы, пасторы и преподаватели из христианских церквей, можем эффективно пользоваться открытиями и обобщениями светских психологов, не поступаясь тем, что исповедует наша Церковь и не идя на компромисс с нашей верой в Иисуса Христа. Целью сегодняшнего выступления является рассмотрение этого же вопроса с другой стороны: могут ли светские психологи и другие представители научного мира принять, или даже просто рассматривать библейские истины, касающиеся нашей жизни, не поступаясь при этом принципами научной компетенции? Ответ на этот вопрос зависит от того, что мы вкладываем в понятие «наука».
Определение №1: Наука есть способ познания
Одно из определений науки основывается на методологии получения знаний о мире, в котором мы живём. В данной методологии ученый стремится найти объяснение механизмам, которым подчинен этот мир; поэтому здесь особенно ценится объективный подход и точность в измерениях. Ещё в 1727 году англичанин Стивен Гейлз (Stephen Hales), основатель науки о физиологии растений, писал: «Исходя из наших убеждений в том, что Премудрый Творец, создавая всё сущее, соблюдал удивительно точные пропорции в единицах числа, веса и меры, мы, желающие хоть немного разобраться в природе сотворённого и доступного нашим наблюдениям, несомненно должны следовать тому же принципу, а именно: считать, взвешивать и измерять.» (1) Мы видим, что верность Гейлза принципам научной методологии никоим образом не пошатнула его веру в существование Премудрого Творца. На постаменте памятника Марии Митчел (Maria Mitchell), американскому астроному и первой женщине, избранной в Академию гуманитарных и естественных наук, написаны такие её слова: «Всякая формула, выражающая какой-либо из законов природы, является гимном хвалы Богу.» (2) В этом высказывании нет конфликта между научным пониманием процессов, происходящих в мире, и верой в Того, Кто задумал и сотворил этот мир, проявляя к нему заботу и любовь.
Точки согласия
Библия, не является пособием для учителей. Но примеры и ситуации, описанные на её страницах, дают нам возможность взглянуть на «учительство», в котором проявляется интеллектуальная чистоплотность, эмоциональная теплота и умелые действия. Сделаем особый акцент на этой триаде: мышление, чувства, поступки. Она соответствует трём теориям, являющимся основными в современной психологии образования, а именно: когнитивной (мышление и знание), аффективной или гуманистической (чувства и ценности) и бихевиористической (навыки и умения). Неудивительно, что существует множество примеров согласия между библейской верой и светской психологией — ведь и та, и другая уделяют особое внимание человеку. Вот лишь несколько примеров:
1) «В обеих системах признаётся, что атмосфера, царящая в аудитории, должна быть эмоционально тёплой, а процесс обучения — приятным и эффективным». В гуманистических теориях воспитания говорится о заботливом взращивании ученика. А на страницах Библии царь Давид описывает, как Господь заботится о нём:
«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
Он покоит меня на злачных пажитях
         и водит меня к водам тихим,
Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези
         правды ради Имени Своего.
Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла,
         потому что Ты со мною;
Твой жезл и твой посох — они успокаивают меня.
Ты приготовил для меня трапезу в виду врагов моих,
         умастил елеем голову мою;
         чаша моя преисполнена.
Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, я пребуду в доме Господнем многие дни.»
(Псалом 22:1-6)
2) «Обе системы уделяют много внимания подготовке учителя, организации материала и доступности изложения». Теория обработки информации (Information processing theory) описывает, как доступность изложения и организация материала влияют на эффективность восприятия. В свою очередь, в одном из своих посланий апостол Павел адресует следующие слова пресвитеру по имени Тимофей: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим („преподносящим со всякой прямотой“) слово истины» (2-е Тимофею 2:15). В другом послании Павел также обращается к теме «чистоты речи»: «И если труба будет издавать неопределённый звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец»
(1-е Коринфянам 14:8-11).
3) «В обеих системах указывается, что учитель должен концентрироваться на конкретных результатах обучения и планировать занятия так, чтобы учащиеся могли достигнуть этих результатов». В бихевиористической теории образования говорится о важности четкой постановки целей урока и поэтапном овладении программой. А Иисус учил, говоря:
«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их,
        уподоблю мужу благоразумному,
         который построил дом свой на камне;
  И пошел дождь, и разлились реки,
               и подули ветры, и налегли на дом тот;
         и он не упал, потому что основан был на камне»
(От Матфея 7:24-25).
Апостол Павел также говорил о том, что образование («познание», «премудрость», «разумение») должно воплощаться в соответствующий образ жизни (Колоссянам 1:9-10).
4) «В обеих системах говорится о том, что учебный материал должен быть непосредственно связан с реальной жизнью, протекающей за пределами классной аудитории». Когнитивная теория познания, и, в особенности, такие её представители, как Джером Брунер (Jerome Bruner) и Курт Левин (Kurt Lewin), уделяют особое внимание вопросу «трансферности» образования и значимости такого образования, которое будет полезным в реальном мире. Вспомните: Иисус избрал двенадцать учеников. Они учились у Него через личные наблюдения, через совместное участие в одних и тех же событиях. Жизнь и учение переплетались именно так, как это задумал Бог. Они поистине были учениками, а не школярами-слушателями из раввинистических школ.
5) «В обеих системах подчёркивается мысль, что ученик не должен подвергаться унижению, крику или оскорблениям со стороны преподавателя. Учебный кабинет должен быть безопасным местом». В гуманистической теории образования также подчеркивается мысль об учительстве, при котором ученик является центральным звеном системы, а учитель выполняет функцию помощника. Иисус же говорил «любите врагов ваших» (Евангелие от Матфея 5:43-48). Даже когда те, кого нам предстоит учить, кажутся нам «врагами», мы призваны любить их, то есть, — всё равно делать то, что наиболее полезно для них. Павел, обращаясь к отцам-христианам, говорит: «не раздражайте детей ваших» (Колоссянам 3:21). Учителя, заменяющие родителей на время урока, не должны огорчать своих детей-учеников. Плод Духа — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22) создаёт тёплую и безопасную обстановку, которая благоприятно сказывается на эффективности преподавания.
6) В обеих системах считается необходимым чётко определять и доступно доносить до учеников то, что учитель ожидает от них. В преподавании нет места нечестности при проверке заданий и выставлении оценок. Бихевиористическая теория подчёркивает необходимость наличия системного подхода в обучении. При таком подходе выбор методов обучения направлен на то, чтобы помочь ученику наиболее эффективно выполнить поставленные перед ним задачи. В Библии ясно выражено отношение Бога к вопросам честности:
«Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:
да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный.
Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской»
(Левит 19:35-36)
Такая же честность во взаимоотношениях с другими должна соблюдаться и в классной аудитории.
7) «В обеих системах поддерживается мысль, что учитель сам должен быть примером в поведении и во владении навыками, которые должны освоить его ученики.» Альберт Бандура (Albert Bandura) в своей «теории социального воспитания» уделяет особое значение тому, насколько сам учитель являет собой пример во владении теми навыками, усвоение которых он ожидает от ученика. А Иисус вечером накануне Своей смерти омывал ноги своим ученикам: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (от Иоанна 13:12-15). Апостол Пётр, в свою очередь, пишет, что пасторы ( учителя) должны «подавать пример стаду» (1-е Петра 5:3).
Определение № 2: Наука как натурализм
Другое определение науки основано на философии натурализма — доктрине о том, что «природа — это всё, что у нас есть». Основополагающим принципом такого естествознания является эволюционизм, в котором человек, по словам Гарвардского палеонтолога Джорджа Симпсона (George Simpson), является «результатом бесцельного естественного процесса, в котором, изначально, не предусматривалось его (человека) появление» (4). В 1983 году Дуглас Футиюма (Douglas Futuyma) писал: «Человеческая особь не была сотворена, не имеет цели существования и является продуктом простых механических соединений» (5). Такое заявление перекликается со словами Карла Маркса, написавшего еще в 1844 году: «Естественная наука со временем превратится в составную часть науки о человеке, подобно тому, как наука о человеке станет составной частью естественной науки» (6). Натуралисты утверждают, что Бог существует лишь в превратных умах верующих и что это человечество создало Бога, а не наоборот. Рационализм, таким образом, требует, чтобы мы признали Творца вымышленным сверхъестественным существом, коим Он, якобы, всегда и являлся, и, соответственно, полагались лишь на себя и на окружающий нас материальный мир. Упование на «вымышленное сверхъестественное существо» считается предрассудком (7) или, того хуже, — признаком умственного расстройства. Теисты же считают, что мы созданы Богом, тем самым Сверхъестественным Существом, заботящимся о нас и придающим нашим жизням цель — цель, которую можно достичь в вечности. Если Бог действительно существует, тогда понятие «жить рассудительно» включает и Бога, и те цели, которые Он ставит перед нами. Личность либо общество, игнорирующие Творца, игнорируют существование наиболее значимой части действительности, а игнорирование действительности является нерациональным. Поэтому в Библии говорится, что страх Господень является началом премудрости (8).
В контексте данных различий следует ожидать постоянного конфликта между натуралистами и теистами: первые наблюдают за жизнью — такой сложной и полной взаимосвязей — и считают её появление результатом бесцельных, нейтральных, механических процессов эволюции; вторые рассматривают творение как результат деяний Бога — разумных, заботливых и личностных. Рассмотрим несколько примеров того, как взгляды натуралистов и взгляды сторонников библейского мировоззрения вступают в конфликт.
Примеры конфликта
1)"Бихевиористическая психология утверждает, что ученик является ни чем иным, как запрограммированным органическим механизмом. Используя средства селективного подкрепления, людей можно ориентировать на любой вид деятельности" (9). Верующие в Бога люди предпочитают придерживаться библейских взглядов, согласно которым человек, сотворённый по образу Божьему, может возвышаться над обстоятельствами и побеждать их. У Бога есть цель и замысел, и Он вверяет их нам. Бог — Творец, и Он делает нас творческими личностями. Бог есть Бог любящий, и Он одаряет нас способностью любить других людей.
2) «Гуманистическая психология утверждает, что ученик является сердцевиной воспитательного процесса. Студенты должны быть свободными в выборе учебного плана, изучаемых предметов, а также в уровне успеваемости, даже если этот выбор покажется учителю ошибочным. Учитель, в данном случае, является фигурой, лишь способствующей процессу образования данного ученика». Но верующие в Бога люди видят в образовании некое направленное действие, — ученик направляется учителем в сторону такого образа жизни, который описан на страницах Божьего слова, Библии. Ввиду того, что Бог сотворил нас и знает нас, предлагаемый Им образ жизни принесёт нам наибольшую полноту реализации и радости. Свобода выбора, взятая в отрыве от мудрости при совершении правильного выбора, может оказаться очень опасной вещью.
3) «Когнитивная психология утверждает, что ученик, подобно компьютеру, является средством обработки информации. Учащиеся воспринимают новую информацию в зависимости от ощущений, сформированных в них окружающим миром к этому моменту. Поэтому истина, так как она познаётся через личный опыт и личные переживания, соответственно, является уникальной в каждом отдельном случае». Конечно же, верующие люди также понимают ценность «личных открытий» в процессе обучения и, следовательно, могут пользоваться когнитивными методами обнаружения истины в окружающем нас мире. Но предпочтение отдаётся тем Истинам, относительно нашей жизни, которые даны Богом в Его Откровении. Действительность выходит за рамки субъективных ощущений учащихся, а сами учащиеся являются чем-то большим, чем органические компьютеры.
В заключение
Таким образом, мы увидели как области конфликта, так и точки согласия между психологией и библейской верой. Что же, по нашему мнению, может соединить эти две области человеческого опыта?
1) Библейская вера и натуралистическая психология всегда будут враждовать в сфере своих исходных допущений. По своей сути, системы взглядов теизма и натурализма слишком различны для того, чтобы прийти к гармоничному синтезу. В центре одной из этих систем — Бог, в центре другой — человек. Сторонники одной придерживаются мнения о сверхъестественном сотворении всего сущего из ничего, Автором которого является любящий Бог. Приверженцы другой говорят о естественном возникновении мира, в котором безликие законы управляют движением вечной материи. В одной системе поощряется активная и действенная жизнь, в основе которой Божья любовь, в другой — внимание уделяется теоретическим предположениям о жизни, в основе которых лежит человеческий анализ. В то время как одна система зиждется на Истине, полученной через Откровение, другая основывается на эволюционных идеях. «В начале Бог...», — заявляет одна; «В начале Вечная Материя...», — отвечает другая. Одна утверждает, что Бог сотворил человека по образу Своему, — в другой считается, что человек сотворил богов по множеству образов.
2) Арена человеческой жизни позволяет возвести мосты между библейской верой и психологией. Невропатолог изучает боль всякого рода, — но когда он сам испытывает боль, всё предстаёт в другом свете. Социолог способен вести наблюдение за влюбленностью подростков, — но когда любовь приходит в его сердце, мир становится другим. Наука исследует жизнь. Но восторг при виде весенних цветов и снежных сугробов, любовь, которую ты испытываешь к своему супругу в течении многих лет, и поцелуй внука, который ты однажды ощущаешь на своей щеке — это не эксперимент, это сама жизнь. Та жизнь, которая больше, чем наука.
Внимание как веры, так и психологии сосредоточено на человеческой жизни, поэтому всегда находятся общие для них истины, которые Бог открыл в Библии, а ученые обнаружили через исследования. Бог не является бихевиористом, но Он воспитывал людей в истории, используя принципы подкрепления. Иисус, ходя по этой земле, не причислял себя к гуманистам, но Он заботливо и бережно взращивал своих учеников и последователей. Дух Святой не является теоретиком когнитивизма, но Он помогает верующим воспринять высшие истины, которых не могут разглядеть натуралисты. Именно здесь, в точке соприкосновения человека с реальной жизнью, верующие и учёные могут найти общий язык.
3) Для истинно верующих: помните, что Христос есть любящий Бог, а психология — добрый помощник. Верующие люди могут пользоваться положениями и выводами Скиннера (Skinner), Выготского и Маслоу (Maslow), не принимая при этом тех исходных допущений о человеке, которые были свойственны этим исследователям. Положительное подкрепление действительно работает. Любящая мама ради воспитания правильных привычек в питании может сказать: «Сначала съешь кашу, затем помидор, а после этого — можно немного мороженого». Она безбоязненно использует этот элемент бихевиоризма (the Prеmack Principle), ничуть не сомневаясь, что её ребёнок гораздо больше, чем органическая машина, готовая к введению некоей программы. Для меня не существует вопроса выбора между Б. Скиннером и Иисусом Христом. В моей жизни Христос уже одержал окончательную победу. Но, учитывая моё априорное решение почитать Христа Господом моей жизни, я задаюсь вопросом: что из психологии образования поможет мне преподавать лучше?
4) Для истинно ученых: а если предположить, что Бог существует, а натурализм является ошибкой?.. Если правы натуралисты, а верующие лишь поддались заблуждению и доверились несуществующему на самом деле Богу, тогда и те и другие умрут, будут положены в могилы и распадутся в земле, завершив то, что называется жизненным процессом. А что, если правы люди, доверяющие Богу, а натуралисты, по своему заблуждению, ошибочно доверились неразумным и безликим законам естества? В этом случае смерть поместит нас в две весьма различные реальности: верующие навеки воссоединятся со Своим любящим Творцом, а неверующие окажутся в месте, которое навеки отделено от того, что можно считать благим. В первом случае получается некое равенство — верующие ничего не теряют; во втором же случае верующие только приобретают, — а натуралисты теряют всё, что можно потерять.
Как быть со свидетельствами, которые теория эволюции объяснить не может? Полёт шмеля противоречит всём законам аэродинамики, — а шмель летит. Один из видов жуков — жук-бомбардир — смешивает внутри себя два химических соединения и выпускает эту горячую жидкость (типа кислоты) на своих врагов, не причиняя себе при этом никакого вреда. Каким образом могли возникнуть химикаты и «герметизированная камера»? Из чего развился столь сложный механизм?.. А отношения симбиоза растений и насекомых, при которых они необходимы друг другу для выживания, но в то же время и те и другие должны выжить, чтобы эволюционно закрепить свой симбиоз? Как могло получиться, что всё устроено именно так? Ричард Докинс (Richard Dawkins), ведущий дарвинист Америки называет биологию «наукой о сложных формах, которые создают видимость, будто они были произведены на свет с определённой целью». (10) Несмотря на многочисленные научные свидетельства не в его пользу, ученый утверждает, что Замысла не было. Почему? Он считает, что у Замысла, во-первых, нет Автора. Посмотрите, на самом деле спор ведётся не между научными фактами и религиозной верой. Он ведётся между научными фактами и верой натуралистов! Россиянин Александр Юзов не согласился бы с утверждениями Докинса. Будучи инженером и офицером Советской армии, Юзов читал лекции по атеизму в военных кругах. В середине 80-х он начал критично подходить к утверждениям научного атеизма, — науки, которую сам и преподавал. Он стал читать Новый Завет и со временем начал возлагать свои надежды на Бога. В 1985 году за религиозные убеждения его уволили из рядов Советской Армии. Александр пишет: «Он (Бог) является Тем, Кто дал моей жизни смысл. Именно Он дал мне ни с чем не сравнимую способность сохранять мир и покой даже в самых трудных обстоятельствах жизни. Теперь, имея личные взаимоотношения с Богом, я могу сказать, что наиболее разумно всегда и во всём доверять Ему. Я призываю и вас всецело довериться Богу, во что бы это вам ни обошлось. Познание Бога и тепло Его любви превозмогут любые преследования, с которыми вы можете столкнуться, будучи Его учениками!» (11).
Проведите собственный анализ данных, как это полагается учёным. Возьмите в руки Библию, как это сделал Юзов. Начните с Евангелия от Марка и от Иоанна. Задумайтесь над словами Иисуса. Помните о возможности отсутствия конфликта между научным пониманием устройства мироздания и верой в Того, Кто с любовью задумал и создал этот мир.
Я тоже считаю, что Докинс не прав. Я занимался наукой и изучал Библию в течение большей части своей жизни. Ни одно научное открытие, касающиеся этого мира, не опровергло того, что сказано в Книге, автором которой является Сам Творец. Более того, эти открытия позволяют еще и ещё раз восхититься красотой созданного Богом мира. Я наблюдал за тем, как мои верующие дети, будучи подростками, ходили в один и тот же класс с ребятами, которые пили и употребляли наркотики, вступали в криминальные группировки и совершали преступления, жили половой жизнью и, в одном случае, даже совершили убийство. Но рядом со всем этим мои дети остались твердыми в вере. Они, как и все, изучали естественные науки и математику, психологию и историю. Их отличало другое. Они обладали внутренней силой, которая исходит из веры в Того, Кто сотворил нас.
Сам я сейчас, стоя здесь, перед вами, теперь обращаюсь к вам уже на русском языке. И это не потому, что я занимался естествознанием или психологией. Дело в том, что 35 лет назад Бог вложил в мое сердце необычную и необъяснимую любовь к людям, говорящим на русском языке. Я не мог приехать тогда, в 1963-м году. Но я смог приехать в 1996-м. По Божьему призванию, преподавая в Украине и России, я делился своими соображениями о процессах обучения и воспитания с будущими русскоязычными пасторами. Сейчас мы с женой, каждый день, занимаемся изучением русского языка. Если Бог пожелает, чтобы мы оставили свой дом, свои профессиональные обязанности, свои должности и своих взрослых детей в США, если Он призовёт нас провести остаток своей жизни здесь, вместе с верующими, говорящими по-русски, — мы послушаемся Его воли и приедем. Причём мы сделаем это с желанием и энтузиазмом, потому что мы познали такую истину: когда мы соглашаемся следовать водительству Бога, Он дарует такое качество жизни, которое более ценно, чем любое имущество, более надёжно, чем законы природы, и приносит больше радости, чем любые естественные эмоции.
Этот опыт, эти взаимоотношения с Тем, Кто сотворил нас и всё, что нас окружает, может не только изменить ваши взгляды на жизнь. Это изменит саму вашу жизнь, — и это возможно для каждого, кто хочет познать Его.
__________________
1. The Columbia Dictionary of Quotations is licensed by Microsoft Bookshelf from Columbia University Press. Copyright © 1993 by Columbia University Press. All rights reserved. «Stephen Hales»
2. Там же, «Maria Mitchell»
3. All English Scripture is from the New International Version. [Psalm 22 in Russian Bible]
4. Phillip Johnson, Reason in the Balance (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1995), p. 8
5. Там же, p. 9
6. The Columbia Dictionary of Quotations, «Science»
7. Johnson, p. 8
8. Там же, p. 7
9. For detailed discussions of these theories and their relation to biblical truths, see William R. Yount, Created to Learn (Nashville, TN: Broadman & Holman, 1996)
10. Richard Dawkins, The Blind Watchmaker (Longman Press, 1986) as quoted by Johnson, p. 76
11. Eric Barrett, Scientists Who Find God (Eastbourne, East Sussex, UK: Slavic Gospel Association, 1997), p. 66